История создания "ТАЙНЫ"  

Лёша Жаров рассказывает об этом так:

"Весной 2000 года я служил в армии. До увольнения оставался месяц. Сами понимаете, считаешь дни до дембеля, настроение невыразимо прекрасное. Сам полон каких-то грёз и ожиданий.

Дай, думаю, позвоню в Москву (а служил я в подмосковном Чехове) своим старым друзьям Косте-басисту и Володе-ударнику:

-Ребята, а приезжайте-ка ко мне в Чехов - сыграем мои песни жителям военного городка!

-Конечно, приедем! - сказали ребята, - а то жить как-то скучно стало.

Ну пролезли они в дырку в военную часть. Ночью порепетировали в радиоузле ГДО (Гарнизонный Дом Офицеров), а наутро дали концерт в местной телестудии, который был заснят на видео местным телевизионным гением Володей Любимовым (Вова, спасибо!).

Зрителям очень понравилось. Володя играл вдохновенно. Костя не сыграл две ноты, отчего сильно расстроился, хотя этого, кроме него, никто не заметил. Благодарные слушатели сказали нам, что начало положено отличное, и ни в коем случае не стоит бросать этого занятия.

Мы поверили. Ну и дальше пошло-поехало...

А назвать группу "Тайной" я решил уже давно. В 1999 году я познакомился на конкурсе авторской песни "Апрель 1999" во Фрязино с Сашей Бондаренко-Синяевским. На диктофон я напел ему несколько песен, среди которых была песня "Тайна".

Через месяц Саша написал мне трогательное письмо в армию - сильно нахваливал эту песню. Я поверил и решил, что раз уж самому Саше понравилось, то быть группе (которой тогда ещё не было) именно "Тайной".

Первый концерт мы дали, как я уже говорил, в Чехове 23 апреля 2000 года. Эту дату мы и считаем днем рождения группы ТАЙНА".

--------------
Дима DMA описывает это так:

Моё знакомство с творчеством группы "Тайна" состоялось совершенно
случайно, как часто бывает с хорошими знакомствами. Я знаю, что в России
есть много нераскрученных талантливых исполнителей и групп. В поисках
таковых я зашёл на RealMusic, нашёл жанр согласно своим музыкальным
предпочтениям (рок) и просто случайным образом выбрал несколько групп
для прослушивания. Одной из них была московская группа "Тайна".
После прослушивания нескольких композиций я почувствовал в них что-то
знакомое, родное. Это был лёгкий рок, напомнивший The Beatles, на
которых я вырос. Это были романсы, похожие на классические, которые я
исполнял, учась в музыкальной школе. Это были композиции с элементами
фольклора и танца. От меланхолично-печальных до залихвацки весёлых, от
стёбных до философских - всё это песни "Тайны". Эта музыка достойна
появления в хит-парадах и на радио, а сама группа наверняка не
затеряется на музыкальных фестивалях. Её музыка трогает душу и остаётся
в памяти. Впрочем, в случае с настоящим творчеством не может быть иначе.

--------------

А вот Шурик Бондаренко рассказывает об этом по-своему:

"Речь идет об одной необычной группе, ансамбле из трех человек родом из Москвы. Я расскажу все, что знаю про группу, а знаю я немало, ибо мне посчастливилось присутствовать при ключевых моментах деятельности группы.

Итак, рассказываю все, что знаю.

Ансамбль Тайна объединился вокруг автора песен Жарова Алексея Александровича, родившегося приблизительно в 1973 году. В целом такое построение характерно для современной музыкальной эпохи.
Кто же такой Жаров Леша? Как его лучше охарактеризовать?
Точно не знаю, но по всей видимости его образование можно уподобить образованию Онегина, то есть учили его чему-нибудь и как-нибудь. Однако получилось, что на английском «совершенно мог изъясняться и писал…»

Шутка. По-английски Жаров, конечно же, отлично общается, однако гораздо важнее, что он без ошибок говорит и пишет на русском. И все-таки давайте еще раз напомним себе, что знание английского очень важно в роке, ведь это дает не только доступ к фундаментальным техническим знаниям. Важнее, что это дает доступ, позволяет быть на равных не с десятком-сотней русскоязычных коллег, нет, кроме них есть еще тысячи музыкантов, они в наше время объединены именно английским.
Еще одна черта образования Алексея Александровича заключается в его интересе к поэзии. Поверьте, трудно встретить того, кто поэзию чтит более меня.

А Жаров знаком с поэзией всего двадцатого века. Видимо, особо он чтит поэтов серебряного века, в этом я никак его поддержать не могу, уважает и Маяковского, трепещет от Ахматовой, особо расположен к Бродскому. Нет, не стоило бы мне наобум выхватывать имена, получается, я рисую слишком хаотичную картину, однако мы вместе не поняли Мандельштама, однако Жаров способен восхититься Макаревичем и Сплином, но равнодушно пройти мимо Гражданской Обороны. Одним словом, романтик.

Романтически настроенного юношу с детства обучили игре на классической гитаре. Гитара с нейлоновыми струнами для рока несколько холодна, пожалуй, даже не так выразительна. Опасный инструмент. Мало кому удается выучившись применить свое умение в песнях. Это удалось знаменитому Калугину. И Жарову.
А теперь факты. Лешу почему-то не призвали в армию, и он, подумав, пошел добровольно пройти срочную службу. Необычно, да? Вот к этому времени, году к 98-му, ансамбль уже существовал. Хотя существовал и раньше.
Будучи в армии, Жаров как автор-исполнитель попал на фестиваль Апрель-99 в подмосковном Фрязино. Я видел, как жюри важно отметило высокое исполнительское мастерство участника. Другими словами, все были поражены, как мощно Жаров аккомпанирует себе на гитаре. Но при этом песен никто не заметил. Почему? Потому что песен еще не было. Потому что Жаров еще не родился. Закон творчества: долгое время из-под пера не выходит красивых песен, хватающих за душу.

И тут же, на фестивале, Жаров увидел другой подход к песням: рокерский, умкинский, называйте как хотите. Именно в апреле 99-го Леша прозрел, стал другим, срочно внес в свои песни живое слово вместо мертвой поэтики. Ну а так как образования никогда не отнять, получается, что группа Тайна как минимум пытается говорить на живом понятном языке, опираясь на поэзию двадцатого века на обоих великих языках и опираясь на инструментал обеих музыкальных традиций.

Согласен, предыдущий абзац, может быть, не так понятен, и истолковать его можно по-разному, и просто не согласиться. Ничего не поделаешь, для разъяснения могу только отослать к другим своим статьям о музыке или просто на концерт Тайны, тогда все станет несколько понятнее, надеюсь.

А вот название Тайна появилось вскоре после фестиваля. Причем, виновником названия называют меня. Мол, Шурик сказал, что песня Тайна самая красивая, давайте и группу так назовем. Что ж, не буду отказываться от чести быть крестным отцом такой группы.

А песня эта, Тайна, уж не знаю, до-фестивальная она или после, рок как он есть в себе не несет, самокритики там тоже, пожалуй, почти нет, но вот живое слово там есть. И песня эта – как будто пришли ко мне люди, и вот мы до утра ищем смысл жизни. Ну а музыка уж не подведет. Умная песня, мне сразу понравилась. Так что если будет опять спрашивать кто, почему группу назвали Тайна, валите на меня: мол, так Шурик распорядился.

И вот вскоре после фестиваля и окончания службы на Жарова напала болезнь: Бывало, отловит кого-нибудь, посадит в уголок, и давай новые песни петь и мнение о них выспрашивать. А в песнях сохранялся еще пустой романтический до-фестивальный настрой, и все-таки именно в это время Жаров становился другим, со стороны виднее.

И когда Тайна появилась на сцене клуба Факел, это была уже почти рок-группа.

Я тогда не был знаком с Костей Беспаловым, а они с Лешкой, видимо, учились в одной школе. Костя как-то сильно сроднился с бас-гитарой. Его музыкальные пристрастия идут вглубь, вширь и встарь рока, если можно так выразиться. С ним всегда можно поговорить про Дип и Хип, и он обязательно удивит каким-нибудь Слэйдом.

Сочетается это с романтикой и роком от живого слова? А я откуда знаю? Но видимо, не мешает. Общее гитарное образование обоих дает возможность однозначно трактовать музыкальный материал.

Таким образом, Костя лихо отплясывает песни Тайны на бас-гитаре. И не обращает внимания, что ему гундосят: смени струны на бас-гитаре, купи новую бас-гитару, добавь высоких обертонов в звуке, передвинь частотную характеристику вверх, попробуй процессор.
Чрезвычайно логичным казалось бы, чтобы Костя еще и пел бы вторым голосом. Песни-то русские, мелодичные. Жаль, Костя петь не берется. Может, виновато пристрастие к року? Много лет прошло с тех пор, и мы забыли, что Гиллан, в-общем-то, не певец. Да и Гловер, собственно, не басист, если вы понимаете, что я имею в виду.

Продолжая параллель, заметим, что и Пейс не совсем тот, за кого себя обычно выдает. Однако Вова Куценков на Пейса особо не ориентируется. Я не помню точно, какие именно барабанщики ему импонируют, но мне кажется, общий ритмический настрой его мне ясен.

Но об этом позже. Выступления в клубе Факел показали, как Вова умеет красиво играть.

И в Факеле, и во многих других местах выступление Тайны выглядело таким образом: Леша играет на классической гитаре, от нее тянется куда-то проводок, поет в микрофон. Костя басит. А перед Вовой стоит всего один барабан, одна тарелка (не с едой, конечно) и в руках щетки. Согласитесь, необычно.

А теперь представьте, как Тайна могла выгодно отличаться от других выступающих. В одном концерте с бардами это был настоящий живой рок – отличие! А в одном концерте с любой рок-группой после монотонного грохота возникает живая группа с классической гитарой, настоящим роком и гибкими барабанами! Вот простор для музыки, вот Тайна.

А Тайна, бывало, сажала Вову с барабаном посередине, а Леша с Костей вставали сбоку-сзади. А в песнях Тайны бывало еще нечто, названия этому не знаю, а суть в том, что инструменты и барабаны как бы идут в одну сторону. Просьба над косноязычием моим в этом абзаце не смеяться, смеяться над другими абзацами.

Например, смейтесь над остинантностью. Этот музыкальный термин рисует, что каждое музыкальное произведение имеет свою оптимальную скорость воспроизведения, темп. Я бы, конечно, стал говорить не об одном значении функции остинантности, а все-таки о нескольких дискретных значениях оной, а еще имел бы в виду возможные изменения ее же при смене музыкальных составляющих, но боюсь, это смеху вам не прибавит.

А знает ли Тайна об остинантности? Точно знает.

Вот тут-то мы с Тайной во мнениях и расходимся.

А у Тайны проступили некие изменения. Песни остались те же, в рабочем порядке добавляются новые, но группа стала чуть другой.
Первое изменение коснулось гитары. Леша стал играть на Фендере Стратокастере. А между этой и классической гитарой очень мало общего. И пусть Леша играет на ней лучше многих и многих, и пусть плевать всем на гитары, главное песня – все-таки электрогитара – это другой мир, другой тип мышления.

Примеры: А за какое время уйдет проблема, как играть ритм и соло? А стоит ли играть на этом гитарном процессоре? А почему флэнжер не звучит?

Вместе с Лешей изменился неизменный Вова: не утратив, надеюсь, искусства игры на малых установках, он практически пересел за установку полную. Что ж, электрогитара именно это и подразумевает. Жаль только, за полной установкой искусство Вовы Куценкова видно не так рельефно.

Получилось, с теми же песнями, но другими инструментами Тайна стала какой-то другой. И не перепрыгнув еще с акустической гитары на гитару настоящую, не осознав пока, что именно за инструменты у них, а я имею в виду тандем гитара – ударная установка при константе баса Константина, Тайна поет песни, не осознавая или держа в запасе мощное гитарное колдунство. Ну что ж, подождем.

А пока Тайна нащупывает и другие пути развития музыки: раз и навсегда отказавшись от еще одной играющей в составе гитары, Тайна не сильно против умной губной гармошки. Так что ваш покорный слуга и вел партию второго голоса в меру, и подвешивал гармошку в особо интересных местах.

Тайна задумывается и о клавиатурном сопровождении и о других живых инструментах. Конечно, никто не бросится сразу включать арпеджиаторы, подклады секвенсорные, скрэтчи, лупы и терменвокс в придачу, однако чем черт не шутит? А согласитесь, иногда так хочется услышать песню просто под пианино, тем более, песню Тайны.

Тем более, над Тайной нависла опасность ускорения, уплотнения материала, перехода к более высоким значениям остинантности – смейтесь-смейтесь, между тем, этим болеют многие группы, очень многие: студийную запись приближают по звуку, а значит, и скорости, к концертной, ошибшись таким образом дважды, а на концерте играют стандартно быстрее, чем в студии, неправильно увеличив значение остинантности, легко вычислить, уже на два пункта.

Уже записав и сведя полтора альбома Тайны, Райво Арво посетил концерт Тайны, уходил же оттуда, говоря: Нет, я бы записал Тайну теперь по-другому. Интересно, что он имел в виду?"

09/01/2008

На фото группа "Топ-Роза" образца 1991 года. Александр Хорев (барабаны), Алексей Жаров (гитара), Дмитрий Майоров (бас-гитара, вокал).


На главную

Hosted by uCoz